Как установить тротуарный бордюр

Виды бордюров

Изначально бордюры использовали для разграничения тротуарного и дорожного полотна. Сегодня же элемент чаще всего выполняет декоративную функцию, помогает формировать границы дорожных, пешеходных зон.

Бордюр хорошо держит облицовку, не позволяя ей разъезжаться в стороны. Что касается оформления, то бордюры можно найти из разных материалов, любых форм, конфигураций, цветов.

Из чего делают бордюры:

  • Бетон – это может быть просто бетонный бордюр или с армированием, которое повышает прочность и надежность, продлевает срок эксплуатации. Для изготовления элемента используют бетон М400.
  • Камень – элементы нарезают из цельного камня, обеспечивая нужный размер и форму. Такие изделия особенно прочные, но предполагают высокую стоимость. Правда, и смотрятся очень красиво и дорого: за счет натуральной фактуры бордюр получается оригинальной расцветки, с уникальным дизайном.
  • Искусственный камень – бордюр производят из бетона и каменной крошки. После заливки и застывания элементы шлифуют, придавая естественный вид. От натурального камня такой бордюр практически не отличается, но стоит значительно дешевле.
  • Клинкер – от клинкерного кирпича отличается размерами и формой. Технология производства та же, поэтому бордюр приобретает особенный цвет, который ни с чем не спутать.
  • Смесь полимера и песка – производится по тому же принципу, что и полимер-песчаная черепица: компоненты смешивают, нагревают до полуготовности, формуют. При добавлении в смесь керамзита удается понизить вес. Укладка тротуарной плитки и бордюров такого типа обойдется дешевле всего. Но материал обладает некоторыми недостатками: расширяется при нагреве, предполагает минимальный выбор цвета и форм, не очень прочный.
  • Резина – такие элементы изготавливают из крошки, которую получают путем переработки автомобильных шин. Резиновые бордюры не боятся влаги и высокой/низкой температуры, но считаются пожароопасными.
  • Пластик – самый новый материал для производства бордюров, который постепенно набирает популярность. Но ввиду низкой прочности пластика и выцветания под воздействием ультрафиолета используется реже, чем мог бы. Тем не менее, небольшая цена и огромный выбор в плане размера, формы, цвета делают такой вариант привлекательным.

Тротуарный

Данный тип бордюров обычно используют для окантовки газонов и зонирования пространства, отделяя территории с клумбами и травой от дорожек, тротуаров

Немаловажно и то, что тротуарный бордюр дает возможность удерживать разные слои почвы, не позволяет грунту смешиваться с песком, щебнем, укрепляя плитку и таким образом защищая ее от расползания

Как правило, тротуарный бордюр производят из бетонного раствора методом вибропрессования. Длина стандартного камня составляет 50 сантиметров, полотна собирают из нужного числа изделий.

Дорожный

Такой бордюр призван отделить от тротуара/газона проезжую часть и делать дорожное полотно более прочным и надежным. Другое название данного элемента – дорожный бортовой камень. Он устанавливается в процессе строительства дороги, в некоторых случаях элемент приходится укладывать отдельно, после монтажа дорожного покрытия (если изначально бордюр в проект не был внесен).

Дорожный бортовой камень производят превосходящим по длине в 2 раза тротуарный бордюр, также обычно изделие немного выше и шире. Изготавливают с использованием способа литья, часто упрочняют армированием из металлических прутов.

Достоинства и недостатки

Пластиковые бордюры для тротуарной плитки – отличный выбор для украшения дачного или приусадебного участка. Они полностью преображают внешний облик вымощенного участка, подходят для дорожек и более сложных вариантов укладки, в том числе для создания округлых, фигурных площадок.

Можно выделить ряд очевидных преимуществ бордюров из полимерных материалов.

  • Эстетичность. Готовые элементы выпускаются как гладкими, так и с декоративным покрытием, рельефом, имитацией лепнины. Они выглядят привлекательно круглый год, а разнообразие видов позволяет подобрать подходящий вариант под любое оформление ландшафта.
  • Устойчивость к внешним воздействиям. Проливной дождь, снег, мороз, яркие лучи солнца не оказывают значительного разрушающего влияния на поверхность полимерного материала. Для изготовления бордюров производители используют пластик с повышенной устойчивостью к УФ-лучам, предотвращая его выцветание со временем. При механическом воздействии на поверхности не появятся сколы и трещины.
  • Нетребовательность к уходу. Такой бордюр не нужно обновлять, как деревянные или металлические аналоги. Достаточно периодически смывать пыль водой из шланга. При переносе дорожки или вымощенной площадки ограждение можно использовать повторно.
  • Травмобезопасность. Полимерные бордюры лишены недостатков своих бетонных собратьев и аналогов из дерева. Занозы, разбитые колени не станут проблемой, даже если в доме есть дети или очень резвые питомцы.
  • Универсальность. Пластиковый бордюр не превращает участок в подобие официальной резиденции – он уместен везде, где это необходимо. Можно аккуратно разграничить парковку для гостей или окружить им любимую клумбу с цветами у дорожки, оформить территорию у пруда или отделить газон от въезда в гараж.
  • Доступная стоимость. Пластиковый поребрик обходится куда дешевле любых других вариантов ограждений для брусчатки или плиточного покрытия.
  • Экобезопасность. Для производства бордюров используются химически устойчивые полимеры, не способные нанести вред почве. Даже при нагревании они не выделяют опасных веществ.
  • Долговечность. Срок службы качественных изделий исчисляется десятилетиями.
  • Простота монтажа. Бордюр вдоль дорожки, вокруг патио или бассейна легко установить самостоятельно, располагая только необходимым набором инструментов.
  • Минимальный вес. Даже очень рыхлая почва не будет проминаться под весом поребрика. Кроме того, это существенно облегчает хранение и переноску.

Несмотря на очевидные преимущества, есть у этого вида бордюров и недостатки. Первый из них – большое количество некачественной продукции на рынке. Кроме того, не всем по душе ландшафтный дизайн с использованием пластика, некоторые варианты смотрятся откровенно дешево и примитивно.

Установка бортовых камней

Железобетонные бортовые камни заранее подвозят на трайлерах или тракторных прицепах и раскладывают автокраном рядом с земляным ящиком.

При установке монтажники стропят камень, автокраном подают его к месту укладки и опускают в земляной ящик. Удерживая камень в подвешенном состоянии (так, чтобы его подошва была на 10-15 см выше песчаного слоя), выравнивают камень по линии разбивки, ломом отжимают до упора в торец ранее уложенного, опускают на песчаный слой и проверяют положение стыков по высоте: на стыке не должно быть уступов. Если на стыках получается уступ или верх камня не совпадает с линией шнура (проволоки), камень поднимают автокраном, отводят в сторону, подсыпают песок либо снимают его излишки. Затем камень выравнивают по линии и устанавливают на место.

С одной стоянки автокрана устанавливают два камня, после чего автокран перемещают на следующую. Дополнительные выносные опоры (аутригеры) не устанавливают.

Для обеспечения на стыках камней одинаковых зазоров (6-8 мм) пользуются фиксатором зазоров — Г-образным стальным шаблоном, который накладывают на торец установленного камня. Последующий камень устанавливают так, чтобы торец его уперся в торец (с фиксатором) прежде установленного камня.

После установки бортовых камней на участке в 40-50 м их окончательно выверяют в плане и по высоте. В необходимых случаях автокраном слегка приподнимают камень, выправляют его и опускают в проектное положение.

Виды тротуарных бордюров

К ним относятся поребрики из бетона и бортовые камни, изготовленные с помощью вибролитья и вибропрессования.

Бетонные поребрики

Широкое применение поребрики получили при прокладке автомобильных дорог: ими отделяют проезжую часть от пешеходной. Изготавливают поребрики согласно ГОСТу, методом прессования или литья.

Вибролитьевые бордюры

Изготовленные методом литья, такие изделия имеют искривленную геометрию в связи с использованием жидкого бетонного раствора. Воздух, остающийся в растворе, не изгоняется, в результате чего готовое изделие получается с пористой структурой и легко разрушается. Такие бортовые камни дешевле бордюрных, изготовленных методом вибропрессования, но не имеют других расцветок, кроме серой, а армирующий каркас затрудняет монтаж ограждений в случае их нарезки.

Сейчас читают: Какой цемент нужен для фундамента надежного дома?

Вибропрессованный бордюр

Технология изготовления позволяет получить ровную поверхность. По техническим показателям вибропрессованные бортовые камни обладают пониженным влагопоглощением, прочностью и износостойкостью. Метод штамповки позволяет получить большое количество готовых изделий с различным цветом.

Вибропрессованые бордюры

Вибролитьевые бордюры

Бетонные поребрики

Чем отличаются вибропресованные от вибролитых бордюров?

В первую очередь изделия отличаются способом производства. Вибропрессование предполагает производство изделий в крупных масштабах и потому использует вибрационные установки. А вибролитые бордюры изготавливаются ручным способом.

Вид бордюра Технические характеристики Внешний вид
Вибролитой Тяжелый вес, низкая морозостойкость и эксплуатационные показатели. Вследствие пор быстро образуются трещины и сколы, что приводит к скорому разрушению борта. Поверхность пористая, неэстетичный серый цвет, после монтажа остаются грубые стыки. Сложность в установке при устройстве поворотов — арматуру сложно срезать без ущерба общему виду изделия.
Вибропрессованный Компактность и сравнительно небольшой вес, ровная поверхность, отсутствие пор, хорошие эксплуатационные показатели вследствие высокой прочности и морозостойкости. Ровная поверхность без пор, эстетичный внешний вид, широкий спектр цветовых решений, возможность применения для оформления углов.

Стандартные размеры согласно ГОСТ

Тротуарные бордюры изготавливаются в соответствии с нормами ГОСТ

, поэтому имеют стандартные типоразмеры, вне зависимости от производителя. Согласно государственному стандарту за номером6665-91 , продукция имеет такие габариты:

Поребрик.

  • Длина — 500/1 000 мм.

Ширина — 45/50/80 мм.

Высота — 200/210 мм.

Газонный блок.

  • Длина — 500 мм.

Ширина — 70 мм.

Высота — 211 мм.

Дорожный блок.

  • Длина — 1 000 мм.

Ширина — 300/450 мм.

Высота — 150/180 мм.

Вибролитые бордюры обладают аналогичными размерами, но не имеют чёткой геометрии.

Бордюр маленький Бордюр большой Бордюр садовый (вибропресс) Бордюр дорожный (вибропресс)
Размеры, мм 500*200*45 500*200*70 1000*200*80 1000x300x150
Вес, кг 8 12 25 100
На поддоне, шт 100 100 40 18
Морозостойкость F200 F200 F200 F200
Марка цемента М500 М500 М500 М500

Разновидности

Бетонный бордюрный камень бывает разным. Классифицировать бордюр можно по разным признакам. Например, бордюры из бетона бывают раздельными и монолитными.

По способу расположения

Весь выпускаемый ассортимент садовых бордюров из бетона делится на 2 группы: 1-стороннего и 2-стороннего вида. Каждый тип имеет свои отличия.

Садовый

Садовый бордюрный камень используется в создании ландшафтного дизайна. Его производят из мелкозернистого бетона, им обрамляют клумбы и дорожки, подбирая желаемые оттенки кромки. В сравнении с другими аналогами, он меньше весит и не столь объемный. Это отличный защитный барьер для дорожек от грязи, попадающей с поверхности газонов. Примерный вес составляет 40 кг, по прочности на сжатие – класс В22.

Тротуарный

Декоративный тротуарный бордюр чуть крупнее садового аналога. В целом он не так сложен в монтаже. Его можно использовать для оформления тротуаров придомовых территорий загородных домов. Тротуарный бордюр – профилактика разрушения дорожек, он облагораживает обустраиваемую территорию, очерчивает границы перемещения по чистой поверхности.

Дорожный

Данный бордюр крупнее предыдущих аналогов, его высота больше. Его прочностные характеристики лучше. Такое ограждение устанавливают вдоль тротуаров и автомобильных дорог, сберегая их целостность. Его производят из смеси тяжелого бетона. Он способен защитить людей от случайного наезда автомобиля.

Пластиковый тротуарный бордюр

Он используется в основном для оформления садовой территории на дачных участках и имеет следующие достоинства:

невысокая стоимость; простота монтажа; большой выбор изделий; легкозаменяемость; эстетичность.

Поскольку пластик обладает легким весом и поддается обработке, то из него можно соорудить бордюр практически любой формы — от прямолинейной до извилистой. Если рассматривать пластиковый бордюр как ремонтопригодный материал, то отдельные секции ограждений легко заменяются в случае повреждений, чего не скажешь о бортиках из камня.

Пример использования пластикового тротуарного бордюра.

Из недостатков выделяют следующие:

плохая огнестойкость; невысокая устойчивость к атмосферному воздействию; неустойчивость к механическим повреждениям.

Со временем пластиковый бордюр, в отличие от каменного, выгорит на солнце, потрескается от резких температурных перепадов, что сократит срок службы изделия.

Установка пластикового бордюра

Если сравнивать монтаж пластиковых ограждений с бетонными, то первые выигрывают благодаря своей простоте. Установка пластикового бордюра является более удобной, а легкий вес способствует быстрому порядку действий.

  1. Вдоль тротуарной дорожки выкапывается траншея. Глубина канавки должна составлять до 10 см. В траншею вбиваются колышки, имеющиеся в основании пластикового ограждения. Отдельные элементы бордюра соединяются между собой «в замок», образуя сплошной ряд. Ограждение выравнивается с помощью строительного уровня, траншея засыпается.

Особенность установки бордюра из пластика заключается в том, что не требуется предварительной подготовки строительной площадки. Такие ограждения будут хороши при обрамлении клумб на садовых участках.

Виды бордюров

По назначению бордюры классифицируются на:

  1. Дорожный. Устанавливается вдоль автомобильных дорог и тротуаров, а также возле них для сохранения целостности покрытия. Отличается от других видов большими размерами и высокими прочностными характеристиками. Изготавливается из тяжелого бетона.
  2. Тротуарный. Имеет компактные размеры, быстро монтируется и позволяет придать пешеходным дорожкам аккуратный и законченный вид. Он разделяет пешеходные зоны и предотвращает разрушение дорожек.
  3.  Садовый. Позволяет зонировать участок ландшафта, облагородить садовые дорожки, площадки, клумбы, деревья. Обеспечивает надежность покрытия садовых дорожек, защищает его от грязи, которая может попасть с газонов и клумб. От предыдущих вариантов отличается меньшим размером и формами.

От назначения бордюров зависит их размер, вес, маркировка, способ изготовления. Все эти параметры указаны в ГОСТ 6665-91. По способу расположения бордюры бывают:

  • односторонние, применяемые для ограничения дорог, тротуаров и площадок с ярусным расположением;
  • двусторонние, позволяющие разграничить зоны, сопряженные на одном уровне.

Это интересно: Бетонные блоки своими руками: описываем все нюансы

Бордюры для дорожек – какие они бывают?

Существует большое количество вариантов и конкретных исполнений бордюров для садовых дорожек. Решая вопрос, из чего можно сделать бордюр, имеет смысл познакомиться с ассортиментом возможного.

Одни бордюры сливаются с дорожкой, другие выступают над полотном

Наиболее популярны бетонные ограждения, что обусловлено рядом положительных факторов:

  • надежность, прочность и долговечность;
  • относительно невысокая цена;
  • наличие широкого ассортимента фабричных изделий;
  • возможность сделать бордюры своими руками;
  • несложный монтаж;
  • приемлемый внешний вид.

Ограждения для пешеходных покрытий, изготовленные из природного камня, не менее надежны бетонных, замечательно согласуются с ландшафтом, но цену имеют немалую. Камень используется для обрамления дорожек из кирпича, камня, тротуарной плитки и щебня. Он может быть уложен на уровне покрытия или выше его.

Как следует из фото, бордюр из кирпича можно установить на границе тропинки разным способом. Ограждение из клинкерного кирпича будет служить долго. В простейшем случае кирпич можно просто уложить по краям готового покрытия. При монтаже дорожки из кирпича или тротуарной плитки его ставят на песок вместе с укладкой основного полотна.

Для организации капитального бордюра из кирпича под него роют канавку, укладывают щебень и песок, а затем кладут кирпич на цементный раствор. Конструкцию можно усилить, разместив под кирпичом арматуру.

Бордюр из дерева хорошо согласуется с ландшафтом в стиле кантри, подходит для деревянных и насыпных дорожек. Можно использовать брус, доску и бревно. Вариант ограждения из древесины может быть бюджетным. При этом срок службы деревянного бордюра ограничен даже при серьезной обработке.

Металлический уголок и профиль с успехом применяются при обустройстве дорожек. Функции бордюра он выполняет, оставаясь практически невидимым. Умельцы сумели приспособить даже обрезки металлических труб для ограждения тропинки.

Очень удобны в применении пластиковые бордюры, бордюрная лента и специальный пластиковый профиль для дорожек. Перечисленные элементы не могут воспринимать большую механическую нагрузку, однако прекрасно выполняют декоративные функции.

Ограждения для садовых дорожек из пластика имеют ряд положительных свойств:

  • не боятся мороза и влаги;
  • имеют большой срок службы;
  • существует большой ассортимент пластиковых ограждений;
  • невысокая стоимость;
  • не боятся механических перемещений грунта.

В качестве «зеленого» ограждения успешно используются мелкие кустарники: кизильник, самшит и другие. Корни растений скрепляют край тропинки, а сами растения служат замечательным декором.

В качестве бордюра для дорожки на даче можно использовать самые разные подручные материалы. Бутылки, как стеклянные так и пластиковые, смогут долгое время выполнять функции необычного декора и ограждения. Старый шифер прекрасно выполнит роль опалубки и бордюра для бетонной дорожки. Низенький плетень оживит тропинку из щепы и не даст последней разлетаться в стороны.

Технология укладки бортового камня

Технология укладки бортового камня Бордюры (бортовые камни) – это изделия, укладываемые узкой полосой. Используются для отделения проезжей части от тротуара, пешеходной дорожки – от зеленых насаждений, для зонирования сада, организации полос и островков безопасности. В ГОСТе 6665-91 предусмотрен выпуск нескольких типов бортового камня:

  • прямого рядового,
  • с уширением,
  • лотком,
  • криволинейного,
  • въездного.

Для изготовления этой продукции применяется бетон класса прочности В30 и высокой морозостойкости – от F200. Пример технологической карты на бортовой камень – ltsr.ru/vibropress/bordyurnyy_kamen/.

Виды бортовых камней

Технология укладки бордюра определяется типом изделия.

По функциональному назначению различают:

Дорожные бортовые камни.

Служат для обрамления проезжей части. Имеют наибольшие габариты. Разделяют разные по функциональности зоны дорожного покрытия и защищают пешеходов от наезда автотранспорта. Обычно имеют серый цвет.

Тротуарные изделия.

Востребованы для ограничения пешеходных дорожек. Этот вид бордюра применяется при укладке тротуарной плитки. Предотвращает ее расползание и ограничивает разрастание травы.

Декоративные.

Используются для окаймления цветников, дорожек, площадок на личных участках. Садовые бордюры обычно имеют небольшую толщину и значительную длину, являются элементами ландшафтного дизайна и защищают грунт от расползания из-за талых и ливневых вод.

Необходимые инструменты и материалы

Для проведения работ по укладке бортового камня потребуются:

  • строительный уровень,
  • рулетка,
  • штыковая лопата,
  • инструмент для трамбовки,
  • колья и шнур для разметки,
  • резиновый молоток,
  • лом,
  • углошлифовальная машинка («болгарка»).

Для замешивания бетонной смеси и/или цементного раствора необходимы: бетономешалка или емкость для приготовления бетона вручную.

Из материалов, помимо самого бордюра, понадобятся:

  1. Цемент.
  2. Чаще всего используется портландцемент марок М400 или М500.
  3. Крупный заполнитель – щебень гравийный, известняковый, гранитный, средней и мелкой фракции (до 40 мм). Понадобится в случае изготовления бетонного или песчано-щебневого основания для бортового камня.
  4. Мелкий заполнитель – песок для строительных работ.
  5. Вода.

Этапы работ

Укладка бордюра для ограничения плиточного, бетонного или асфальтового покрытия производится до монтажа покрытия. Для определения требуемого количества бортовых камней измеряют длину дорожки и делят это значение на длину бордюрного элемента. Полученное значение округляют в большую сторону. Если планируется обрамление дорожки с двух сторон, то результат вычислений удваивают.

Перед монтажом поребрика выполняют подготовительные мероприятия, которые включают:

  1. Разметку будущей траншеи с помощью кольев, на которые натягивают нити. Они показывают уровень расположения верхней грани бордюрного камня.
  2. Подготовку траншеи – вручную или с использованием экскаватора с узким ковшом. Ширина траншеи должна быть немного больше толщины бордюрного камня – на 5-7 см с каждой стороны. Глубина – равна сумме подземной части бортового камня и высоте подготовительного слоя, изготавливаемого несколькими способами.
  3. Устройство подготовительного слоя.

Варианты изготовления «подушки» под укладку бортового камня:

  • Наиболее простой способ – устройство утрамбованного песчаного основания толщиной 30-50 мм. Песок перед трамбовкой смачивают водой. На песчаный слой укладывают мелкофракционный щебень – 30-50 мм. Такой вид основы пригоден для монтажа тонких тротуарных и декоративных бордюрных камней.
  • Второй вариант – устройство основания из цементно-песчаного раствора, который укладывают на дно траншеи с выравниванием и уплотнением. На раствор устанавливают бордюрный камень.
  • Самой надежной основой является бетонная смесь класса прочности не ниже В15, выкладываемая на песчано-щебневую подушку сплошным слоем или отдельными кучами. Бордюр укладывают на незастывшую бетонную смесь.

Этапы монтажа бордюрных камней:

  1. Бетонные элементы опускают в траншею на подготовленное основание с помощью специальных клещей. Тяжелые экземпляры массой по 100-120 кг опускают 2-3 человека.
  2. Для установки камня в требуемое положение по горизонтали и вертикали используют резиновые молотки. Твердый инструмент в данном случае не применяют, потому что он может расколоть бетонный элемент.
  3. Зазор между камнями оставляют равным 2-3 мм. Впоследствии его заделывают цементным раствором.
  4. Пространство между камнем и стенкой траншеи заливают бетонной смесью или засыпают мелкофракционным щебнем, а затем проливают жидким цементно-песчаным раствором.

Как класть тротуарную плитку своими руками: работы по установке бордюров

С укладкой бордюров из пластика справится каждый. Для этого не требуется выполнять серьезные подготовительные работы. Перед тем как укладывать бордюр для тротуарной плитки из пластика, не нужно рыть специальную траншею, формировать бетонное основание или настилать геотекстиль.

Для начала нужно наметить контурную часть дорожки и высоту самого бордюра. Большая часть производителей выпускает изделия, имеющие с внешней стороны отверстия, предназначенные для крепежа якорей или разметочных колышков. Благодаря такому креплению, фиксация бордюра на грунте получается крепкой и надежной. Для работы нужен будет только молоток, чтобы забить металлические колышки.

Монтаж тротуарной плитки с бордюрами

Как класть бордюры для тротуарной плитки из бетона и натурального камня

Использование бордюров из бетона предполагает, что покрытие будет подвергаться значительным нагрузкам. По этой причине прочность фиксации при организации дорожки стоит на первом месте.

На начальном этапе проведения работ следует выкопать траншею, расположив ее вдоль контурной части объекта. Глубина зависит от того, какую высоту имеет бордюр и насколько сильно он должен возвышаться над самим покрытием в конечном итоге.

После этого траншею следует залить бетонным раствором. Пропорции для приготовления смеси из цемента и песка составляют 1:3 соответственно. Заливка выравнивается по уровню и выполняется установка бетонных бордюров. Сделать это нужно максимально аккуратно, поместив камни как можно ближе к краевой части дорожки. Не стоит делать смесь слишком жидкой, в таком составе элементы будут расплываться и фиксация станет невозможной.

Заливка бетонного бордюра

Когда уже несколько бордюров установлено, следует выполнить дополнительное закрепление первого, а затем и всех последующих камней в порядке очередности монтажа с помощью дополнительной прослойки цемента в нескольких местах. Идеальная высота выступа составляет 50 мм.

После того как раствор схватится и затвердеет, с внешней стороны траншея присыпается песком или землей. Это позволит надолго сохранить конструкцию в первоначальном виде и увеличить сроки ее службы.

Если вы решили делать бордюры из натурального камня, рытье траншеи не понадобится. Достаточно только снять тонкую прослойку грунта, чтобы выполнить настил из геотекстиля. Затем на эту подстилку как можно плотнее друг к другу устанавливаются камни большого размера. Напоследок все оставшиеся пустоты засыпаются сухим цементом.

Тротуарная плитка – материал, который способен преобразить любой участок

Несмотря на то что работа кажется очень простой, следует ответственно отнестись к ее выполнению, поскольку от качества основания зависит долговечность покрытия из плитки.

Как класть тротуарную плитку: видео и рекомендации

После того как бордюры установлены и надежно зафиксированы, ложим тротуарную плитку своими руками, видео материал с технологией поможет вам разобраться.

Основные рекомендации по укладке тротуарной плитки:

для надежности фиксируйте первый ряд плиток с помощью цементного раствора по краевой части. Благодаря этому покрытие не будет смещаться;

Установка бордюров, подготовка основания для мощения и укладка плитки на цементный раствор

  • начинайте мощение от бордюра;
  • утапливая заготовки в основание (если укладывается на песок), соблюдайте одинаковую глубину, ориентируйтесь по уровню;
  • максимальная величина зазора составляет 5 мм. Больше делать не стоит. Укладывать плитку без зазоров не рекомендуется;
  • для нарезания материала пользуйтесь болгаркой;

Подготовка основания для укладки последующих рядов плитки

  • используйте только чистый песок для заполнения швов. Оставьте его на несколько дней для идеального заполнения;
  • оптимальные пропорции для приготовления смеси из песка и цемента составляют 1:10. В зонах размещения стоков и в других влажных местах для заполнения швов лучше брать пропорции 1:3;
  • не нагружайте дорожку, пока все стыки не обработаны.

Мощение плитки и заполнение швов песчаной смесью

Не забывайте, что мощеные тротуары и площадки нуждаются в уходе. Время от времени проводите чистку поверхности. Причем цветные плитки требуют в этом плане большего внимания, чем серые. В зимнее время для уборки льда и снега используйте деревянные и пластиковые инструменты, металлические могут повредить покрытие. Не стоит выполнять окрашивание, эта процедура снизит качество покрытия и его долговечность.

https://youtube.com/watch?v=WPDuy-b4W4k

Технологические особенности монтажа

Технология для установки бордюров на дорожке сравнительно проста. Однако надо знать ряд нюансов, чтобы установить бордюры правильно. В этом случае укладка бордюрного камня будет выполнена быстро и качественно.

Прежде чем начать укладывать, надо подсчитать, сколько бордюрных элементов потребуется для оформления дорожек в саду. Расход напрямую зависит от размера поребриков. В большинстве случае пропорции у изделий стандартные, но длина и ширина отличаются.


Материала должно быть достаточно

Разметка

Установка поребрика начинается с разметки территории. Для этого выставляем колышки по периметру зоны и закрепляем на них веревку. Обязательно надо проконтролировать положение шпагата относительно поверхности тротуара. Неправильно выставленный шнур приведет к тому, что установка поребриков будет выполнена с большим уклоном.

Установка садового бордюра на раствор обязательна. Стоит использовать состав, обладающий достаточной прочностью. В среднем установка бортового камня производится таким образом, чтобы на каждый погонный метр приходилось ведро состава.

При формировании плиточного покрытия не следует стремиться к идеальному выравниванию поверхности, как это производится в случае оформления пола. Монтаж выполняется таким образом, чтобы:

  • при установке камня копировались имеющиеся перепады местности по высоте с формированием нужного уклона;
  • были предусмотрены продольные уклоны на узеньких тропинках, а на широких – еще и поперечные;
  • были обустроены ливневки и точечные дождеприемники для приема атмосферных осадков.

После выполнения разметки выполняют устройство самого контура. Камни выкладывают таким образом, чтобы они были на одном уровне с основным покрытием. В ряде случаев, если проектная документация позволяет, элементы кладут таким образом, чтобы они были выше.


Выставление камня

Подготовка основы

Установка на грунт тротуарного бордюра запрещена. Перегнившая органика неизбежно приведет к тому, что сделанный контур начнет проседать

Чтобы этого не произошло, важно знать, как правильно класть садовый камень. Для этого удаляется весь плодородный слой

Глубина котлована должна быть больше толщины плиток, которые планируется выложить, но меньше высоты бордюра.

Устройство основания выполняется в такой последовательности:

  • Углубляют котлован по периметру под размер бордюра. Чтобы облегчить процесс укладки бордюра, канавку желательно сделать вдвое шире;
  • Формируют слой песка или щебня, если участок достаточно влажный;
  • Уплотняют нерудный материал;
  • Укладывают тротуарный камень.

Установка

Поребрик легко перенести своими руками. Классическая технология включает:

  • Распределение раствора по основе. Используемое количество должно позволять зафиксировать 2 – 3 элемента.
  • Устройство камня. Если есть замок, соединяют два соседних элемента. С помощью резиновой киянки обеспечивается нужное пространственное положение каждого изделия.
  • Чтобы камень был надежно зафиксирован, изнутри и снаружи наносится дополнительный объем раствора.

Как сделать, чтобы камни располагались по прямой? При укладке следует ориентироваться на шнур. Для подгонки выложенных изделий используют специальный инструмент, который не позволит повредить поверхность.


Фиксация элементов

Таким образом, установка бордюра для тротуарной плитки своими руками выполняется многими. Достаточно простая технология укладки позволяет установить поребрик даже тем, кто практически не имеет отношения к строительной отрасли. Имея в наличии бордюрные камни нужного размера и формы, а также ряд других материалов, можно смело браться за работу. Зная, как класть усиливающий контур, можно достаточно легко выполнить весь объем работ

Особое внимание следует уделить этапу подготовки основания, а также фиксации элементов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector