Покраска дерева под старину своими руками. обветшалая и шероховатая поверхность. кракелюр, патина. многослойное окрашивание. загрязнение воском
Содержание:
- Как правильно подготовить древесину к покраске
- Как подобрать краситель
- №3 Метод покраски с помощью свечки
- Последующий уход за вещами
- Использование кракелюрных составов
- Подготовка к окрашиванию
- №3 Метод покраски с помощью свечки
- Грунтование перед окраской
- Создание эффекта ветхости и потертости
- Популярные техники
- Химическая обработка дерева под старину
- Покраска мебели под старину: как и чем красить. Шаг 1: подготавливаем мебель к состариванию
- Виды искусственного состаривания древесины
- Виды патины для дерева
- Заключение
Как правильно подготовить древесину к покраске
Как покрасить дерево под старину? Для состаривания подойдёт любая поверхность из дерева – будь то стена, потолок, двери, предмет интерьера или мебель. Главное при проведении работ с техникой старения – правильная подготовка. Именно от этого зависит половина успеха конечного результата.
Любую технику придания дереву старинного налёта можно выполнить своими руками, как правило, они не занимают много времени, к тому же это довольно интересный процесс, позволяющий воплотить смелые творческие замыслы.
Итак, перед тем как перейти непосредственно к технике окрашивания, рекомендуется выполнить следующие этапы:
- Сперва плоскость нужно осмотреть на предмет окрашивания или лакировки. Если он покрашенный, слой краски необходимо снять;
- Далее необходимо тщательно отшлифовать объект, после чего очистить от грязи, жира и пыли. Шлифовка осуществляется при помощи абразивной бумаги – в первую очередь объект шлифуется крупнозернистой бумагой, а в заключение используется мелкозернистая разновидность;
- Следующий этап – обработка древесины специальными антисептическими составами, которые предотвратят появление на древесном слое плесени и грибка, а также поможет улучшить сцепление красочного слоя с деревом;
- Шпатлёвку проводить не рекомендуется, наоборот, небольшие сколы и трещины сыграют на руку при данном виде декорирования. Если же поверхность предмета идеально ровная, можно, наоборот, искусственно добавить изделию некоторые дефекты – трещины, сколы, царапины и т.д;
- Следующий, и самый интересный, этап — окрашивания древесины. На данном этапе можно проявить все свои творческие способности и создать по-настоящему уникальную и красивую вещь. Если есть некоторая неуверенность в конечном результате, можно для начала поэкспериментировать на незаметных местах.
Дизайнеры современности готовы предложить большое количество способов состаривания. Для выбора нужного метода нужно понимать, какому стилю должен будет отвечать конечный результат, и для какого деревянного интерьера он предназначен.
Как подобрать краситель
Краски под дерево могут иметь любую основу. Она подбирается с учетом основания, на которое будет наноситься эмаль. Главное при создании декоративной отделки – подобрать цвета. Чтобы создать имитацию древесной структуры, необходимо 2 тона:
- светлый (бежевый, светло-желтый, песочный);
- темный (темно-коричневый, бордо или даже черный).
Выбор цветосочетания будет зависеть от того, какую породу дерева планируется имитировать при декорировании изделия, но красители надо брать одной торговой марки. Но всегда стоит помнить, что темная краска, которая будет накладываться вторым слоем, должна быть более жидкая.
№3 Метод покраски с помощью свечки
Потертая белая краска, через которую местами видно само дерево в его натуральном цвете чудесно подойдет при реставрации старинной мебели или создании новой, но в том же стиле.
На фото ниже можете увидеть пример такой покраски дерева с чудесными дизайнерскими ручками, разложенными на нем.
Инструкция:
Возьмите чистую деревянную доску (не важно, шлифованную, или нет) и свечу. Потрите свечей поверхность дерева в нескольких местах
Давить на свечу нужно довольно сильно, чтобы на дереве остался явный след от воска или парафина.
После этого покрасьте древесину белой краской и дайте ей полностью высохнуть.
Сухую покрашенную поверхность протрите тряпкой, причем с некоторым давлением. В тех местах, где был след свечи, краска отстанет от поверхности.
Ниже приведен пример белого деревянного пола, покрашенного таким методом. Стоит заметить, что при таком использовании лучше нанести сверху краски слой защитного лака для более долговечного использования.
Последующий уход за вещами
После завершения декорирования с эффектом старения дерева важно соблюдать рекомендации специалистов. Правильно состаренные предметы не предполагают сложного ухода
Достаточно 1 раз в месяц сухой чистки пылесосом, а также протирать влажной салфеткой наиболее загрязненные участки.
Для усиления блеска дополнительно вскрыть глянцевым лаком или использовать спецсредства для полировки мебели. Кожаные вставки и мебельные гвозди с медными шляпками требуют пропитки особыми составами.
Шлифованную древесину с морилкой без покраски можно обработать мастикой или полиролью на восковой основе. Дополнительная консервация изделия значительно продлит срок эксплуатации и поможет защитить его от разрушительного воздействия перепадов температур, повышенной влажности. Восковую поверхность натирают мягкой ветошью или фланелевой варежкой.
Столешницы, поручни диванов или кресел (другие поверхности интенсивной амортизации) нуждаются в дополнительной обработке защитным лаком
Важно, чтобы его основа была совместима с предыдущим покрытием. Например, акриловый состав нельзя наносить на нитролак, они вступают в реакцию.
Столешницу с мозаичным узором можно дополнительно закрыть гибким стеклом и обработать торцы силиконовым герметиком.
Обратите внимание! Правильная консервация поверхности продлит срок эксплуатации изделия
Использование кракелюрных составов
Краска с эффектом старения для дерева используется для создания вида потрескавшейся от времени его поверхности. Красящий материал относится к кракелюрным составам. Образуется на поверхности слой с узором изъян, которые характерны при нарушении целостности покрытия ЛКМ.
Методика создания такого рисунка называется кракле. В основе ее ответ на вопрос как состарить краску на дереве своими руками.
- Древесина зачищается. Наносится первый слой краски. В конце конечный высохший слой красителя будет с трещинами цветом именно этого первого слоя краски.
- Краситель высохнет и наносится лак кракелюрный. Он не наносится внахлест. Движения рукой делаются в одном направлении. Поверхность покрывается бесцветной пленкой.
- Лак наносится сверху красителя нужного оттенка.
- На этот основной слой краски воздействует лак кракелюрный. Верхний слой деревянного основания покрывается мелкими трещинами.
- Древесина под старину покрывается прозрачным лаком для защиты.
Подготовка к окрашиванию
Перед тем как потолок из вагонки покрасить темной морилкой или любым другим красящим средством, нужно тщательно подготовить основание. Старый потолок, обшитый вагонкой, очищают от пыли, загрязнений и другого мелкого мусора. Если у вас крашеная вагонка на потолке и слой краски непрочно сцепляется с основанием, то его лучше удалить. Для этого используют шпатель или наждачную бумагу. Также можно воспользоваться шлифмашинкой.
После этого хорошо осмотрите поверхность на наличие различных дефектов. Если есть испорченные ламели, то их нужно заменить. Небольшие щели и трещинки можно заделать шпаклевкой для работы по дереву.
Когда шпаклевка высохнет, поверхность шлифуем с помощью наждачки или шлифовальной машинки. Это нужно для устранения мелких неровностей в месте нанесения шпаклевки. После этого поверхность обеспыливают и обрабатывают грунтовкой. Состав наносят кисточкой или валиком в два слоя. Перед нанесением второго слоя первая прослойка должна полностью высохнуть.
Инструменты и материалы
Для окрашивания потолка из вагонки вам понадобятся следующие инструменты и материалы:
- валик или кисть на длинной ручке;
- набор шпателей разной ширины;
- лоток для краски и грунтовки;
- наждачная бумага или шлифмашинка;
- антисептическая пропитка;
- стремянка;
- шпаклевка;
- грунтовочный состав;
- подходящая по цвету краска;
- ведро для воды;
- металлическая щетка;
- малярный скотч;
- полиэтиленовая пленка;
- ветошь для удаления пыли с поверхности.
Для окрашивания поверхности потолка из евровагонки лучше использовать кисть, потому что валиком неудобно прокрашивать все углубления между отдельными элементами. А для работы на потолочной поверхности, обшитой вагонкой Штиль, можно воспользоваться валиком. Это связано с тем, что между досками практически нет щелей и вся поверхность потолка ровная и гладкая.
Технология покраски
Теперь рассмотрим, как выполняется покраска потолка из вагонки в белый цвет или любой другой оттенок.
Работу ведем в такой последовательности:
- Если на предварительном этапе вы не вынесли из помещения предметы мебели, то это нужно сделать сейчас. Пол лучше застелить полиэтиленовой пленкой, чтобы защититься от случайного попадания красящего средства.
- После этого заклеиваем малярным скотчем верхнюю часть поверхности стен, чтобы уберечь отделку от окрашивания.
- Наливаем краску в лоток, после того как хорошо ее перемешали в банке. При помощи кисти прокрашиваем труднодоступные участки на стыке стеновой и потолочной поверхности, а также потолок за стояками водоснабжения и отопления.
- После этого работаем валиком. Обмакиваем инструмент в лоток с краской и прокатываем валик по ребристой наклонной поверхности лотка, чтобы отжать лишнее красящее средство.
- Начинаем красить потолок валиком. Первый слой прокрашиваем в направлении перпендикулярном оконному проему в комнате. Делаем поступательно-возвратные движения инструментом, но ни в коем случае не хаотичные. Если в швах между досками поверхность плохо прокрашивается, проходимся там узкой кистью.
- После высыхания первого слоя краски снова красим потолок валиком, но делаем движения инструментом вдоль окна. Труднодоступные участки также прокрашиваем кистью.
№3 Метод покраски с помощью свечки
Потертая белая краска, через которую местами видно само дерево в его натуральном цвете чудесно подойдет при реставрации старинной мебели или создании новой, но в том же стиле.
На фото ниже можете увидеть пример такой покраски дерева с чудесными дизайнерскими ручками, разложенными на нем.
Инструкция:
Возьмите чистую деревянную доску (не важно, шлифованную, или нет) и свечу. Потрите свечей поверхность дерева в нескольких местах
Давить на свечу нужно довольно сильно, чтобы на дереве остался явный след от воска или парафина.
После этого покрасьте древесину белой краской и дайте ей полностью высохнуть.
Сухую покрашенную поверхность протрите тряпкой, причем с некоторым давлением. В тех местах, где был след свечи, краска отстанет от поверхности.
Ниже приведен пример белого деревянного пола, покрашенного таким методом. Стоит заметить, что при таком использовании лучше нанести сверху краски слой защитного лака для более долговечного использования.
Грунтование перед окраской
Выбираем грунтовку в зависимости от типа окрашиваемой поверхности. Для кухонного шкафа взяли пигментированную грунтовку на основе шеллака, которая надежно закупоривает смолистые сосновые сучки. Кистью из синтетической или натуральной щетины вначале нанесите один слой грунтовки на все поверхности и кромки изделия, а затем еще пару слоев с интервалом 5-10 минут на участки с открытыми торцевыми волокнами.
Доска с гвоздями поддерживает дверцу кухонного шкафа, покрытую грунтовкой, позволяя обрабатывать за один прием обе стороны и все четыре кромки. Острые кончики гвоздей обеспечивают надежную и равномерную поддержку, оставляя почти незаметные следы
Для экономии времени при окрашивании дверцы подложили доску с торчащими из нее острыми кончиками гвоздей, на которые дверца опирается уже обработанной стороной во время грунтования второй стороны и кромок. Через сутки, когда грунтовка полностью высохнет, отшлифуйте большие плоские поверхности абразивом зернистостью 220 единиц, используя орбитальную (эксцентриковую) шлиф-машину или шлифовальную колодку. Вручную отшлифуйте небольшие участки с помощью абразивной губки или профильных шлифовальных колодок.
Чтобы выявить все недостатки загрунтованной поверхности, используйте подсветку. В отличие от поверхностей, загрунтованных для нанесения прозрачного покрытия, ничего непоправимого не произойдет, если вы удалите слой грунтовки до чистой древесины. Просто нанесите грунтовку еще раз, дайте ей высохнуть и гладко отшлифуйте. Затем тщательно очистите поверхность от пыли.
Направив свет от лампы параллельно загрунтованной поверхности, можно увидеть тени, сигнализирующие о дефектах покрытия. Отшлифуйте эти участки и заново нанесите грунтовку
Заполните акриловой шпаклевкой все углубления, которые необходимо скрыть, и выровняйте поверхность шлифовкой. Нанесите еще один слой грунтовки и отшлифуйте его абразивом зернистостью 220 единиц. При шлифовке шпаклеванной поверхности образуется много пыли, поэтому очистите изделие пылесосом, перед тем как протереть его влажной тканью (для латексной краски) или липким тампоном (для красок на масляной основе).
Грубые участки и сучки проступают через грунтовку, поэтому их нетрудно выявить и загладить с помощью латексной шпаклевки |
На профильных участках применяем для нанесения шпаклевки самый простой и доступный инструмент — собственный палец |
Восстановить четкость профильных деталей можно с помощью небольшого бруска с наждачной бумагой на двух гранях |
Создание эффекта ветхости и потертости
Искусственное придание древесине потертого и ветхого вида называется брашированием. В производстве используется пескоструйная обработка, в ходе которой с верхнего слоя убираются мягкие волокна, из-за чего структура дерева становится более выраженной.
При подобной же обработке дерева под старину своими руками поверхность сначала покрывается матовой акриловой краской. После её высыхания формируются потертости с помощью металлической губки или наждачной бумаги, при этом на отдельные участки можно воздействовать интенсивнее для получения более естественного вида. Изделие очищается и наносится второй слой краски.
В завершении обработки имеет смысл пройтись по дереву абразивным инструментом с мелкой зернистостью.
Без применения краски можно добиться эффекта старины путем покраски дерева морилкой. Этот специальный материал окрашивает древесину, проникая в её наружный слой.
Во время впитывания морилка окрашивает дерево в натуральный цвет, подчеркивая при этом текстуру. Существуют и бесцветные составы, выполняющие исключительно защитные функции.
Морилка наносится ватно-марлевым тампоном – в сложенную марлю заворачивается кусок ваты. Состав вливается в вату так, чтобы он пропитал её, но не вытекал при нажатии на тампон. Затем морилка растирается по всей плоскости. Процесс повторяется несколько раз.
Наждачкой создаются потертости на обработанной поверхности. В результате получается естественная деревянная плоскость с выраженной текстурой и потертостями, характерными для старинных предметов интерьера.
Популярные техники
Иллюзия обшарпанного предмета
Техника носит название «браширование». Методика широко применима, органично смотрится на деревянных элементах и меблировке.
Процесс браширования выглядит следующим образом:
- На заранее подвергнутую подготовительным манипуляциям поверхность следует наложить слой акриловой краски, дождаться полного её высыхания. Лучше подобрать матовый акрил: краска создаст вокруг изделия ореол древности (под старину) и иллюзию длительного нахождения в подвале особняка.
- Добавить поверхности рельефных потертостей, задействовав наждачную бумагу мелкой зернистости, либо, как вариант, металлическую губку.
- Устранить свежую пыль.
- Покрасить изделие повторно тонким слоем краски.
- Для придания эффекта большей древности на отдельных участках поработать абразивным инструментом.
- Финальная операция – всю поверхность нужно протереть наждачной шкуркой мелкой зернистости.
На видео: техника браширования.
Метод кракле
На помощь приходит специфический лак кракелюр. Смесь образовывает на покрытой поверхности мелкие трещинки. Предмет становится как будто выгоревшим под палящим солнцем. Кракелюр органичен в обработке дерева и стекла.
Точные указания по методике, отступать от которых нельзя:
- На чистую подготовленную вещь нанести первый слой лакокрасочного раствора. Окончательные трещины приобретут оттенок этого базового слоя.
- Изделие высохло – пришло время нанести лак для крекелюра в строгой однонаправленности.
- Поверх предыдущего слоя следует нанести ключевой колер. Из-за финишного покрытия проявляются трещинки.
- Заключительное действие – покрытие защитным прозрачным лаком.
Трещины образуются не только с помощью ценного крекелюра. Можно сработать альтернативно:
- Наложить на изделие красящий пигмент (подойдут все краски, кроме тех, что на водной основе).
- По неполному высыханию базового слоя – покрыть изделия акрилом ключевой окраски. Финишный слой высохнет скорее, в результате чего на вещи проявятся рытвины, сквозь которые можно будет увидеть первый слой лакокрасочного изделия.
Иллюзия патины
Изделия из металла со временем приобретают сине-зеленые прожилки. Так, из-за атмосферных осадков через определённый промежуток времени проявляется патина. Достичь эффекта можно самостоятельно с помощью патины-краски, которая идеально подходит при решении вопроса, как покрасить мебель под старину.
Порядок действий согласно технике:
Залакировать дерево
Из широко ассортимента предпочтительнее обратить внимание на образующие пленку смеси, они сделают изделие прочным и противостоящим износу.
Дождаться полного застывания и нанести краску патину.
Выждать по меньшей мере 30 минут, затем начинать работать над поверхностью металлической губкой либо шкуркой для шлифования. Эффект приобретает яркости при выполнении манипуляций с явным усилием.
Мягкая ветошь поможет удалить образовавшуюся пыль.
Заключительный этап – нанесение лака.
Примечательно, что неповторимые детали интерьера с эффектом патины не нуждаются в индивидуальном уходе, и нет трудностей в том, чтобы переложить технику на изделия из дерева под старину своими руками.
Колорирование
Поэтапная окраска дерева под старину серией пластов превращает изделия в видавшие виды на своем жизненном пути предметы.
Техника описывает, как покрасить под старину предметы в данном случае:
- Для придания налета потрепанности – нанесите своими руками мелкие повреждения: норы жучков точильщиков (просверлить хаотично сверлом под различными азимутами наклона), царапины и сколы вдоль по дереву (постучать молотком, шилом или ручной пилой). Основная задача – искусственно состарить предмет.
- Нанести на изделие первый слой краски, чтобы была видна фактура дерева.
- Пройтись по верху наждачной шкуркой либо металлической щеткой, дабы образовались потертости.
- Второй слой иного цвета наносите аккуратными легчайшими мазками, на некоторых участках растушевывая.
Искусственное загрязнение
В жизни все предметы обихода со временем протираются, приобретая характерный вид. Легко добавить древности нарочито:
- На предположительные участки будущих потертостей наложить затвердевший воск, выполняя движения одной направленности с прерывистыми промежутками. После – покрыть слоем лака.
- Если нанести на существующие выемки древесины темный воск – он состарит дерево во много раз.
Химическая обработка дерева под старину
Химические препараты: щелочи и кислоты, – придают новой древесине вид состаренной. Для кислотной обработки используется серная кислота для аккумуляторов (рис.8). При воздействии на изделие даже на твердых сортах возникают глубокие полосы текстуры. Этот способ применяют для дуба, ореха, ясеня. Использовать приходится концентрированную кислоту с плотностью 1,42 г/см3. Кислота меньшей плотности прорабатывает текстуру медленнее.
По завершении обработки необходимо нейтрализовать действие кислоты, поэтому используют раствор каустической соды или проливают раствором пищевой соды. Потом необходимо длительное выдерживание в воде.
Рис. 8 Серная кислота
Отличный эффект для дерева дает обработка в растворе медного купороса. Для подобной операции используют пластиковые канализационные трубы. Нижнее отверстие закрывают пробкой, а потом внутрь помещают доски или бруски. Потом заливают раствор десятипроцентной крепости медного купороса. Длительность выдержки зависит от типа древесины. Для получения вида топляка приходится выдерживать до недели. Даже мягкие сорта: сосна, ель, – приобретают высокую твердость и устойчивость к гниению. Древесина темнеет, становится бурой. Эффектно смотрится на готовых изделиях.
На рис. 9 показаны элементы мебели, изготовленные современными мастерами под старину. При обработке применялись все описанные методы. Изделия выглядят довольно интересно.
Рис. 9 Современная мебель под старину
Покраска мебели под старину: как и чем красить. Шаг 1: подготавливаем мебель к состариванию
- Необходимо демонтировать все выступающие элементы фурнитуры.
- Для полированной мебели снимают полировку специальным раствором при соблюдении всех правил безопасности.
- Остатки старой краски можно обработать наждачкой (только если наличие старой краски не входит в дизайнерский замысел).
- Жир и грязь также должны быть сняты с поверхности при помощи мелкой наждачной бумаги, но в целях безопасности обязательно воспользоваться защитной маской для дыхательных путей и проветрить помещение. Для просаленной поверхности используйте мыльный раствор.
- Шпаклевать мебель не стоит, поскольку маскировать изъяны мебели не в границах этого дизайнерского решения. Основной акцент ставится на дефекты.
- Применяйте меловые красители для творчества. Они имеют разнообразную палитру цветов и легко применяются для разных покрытий, включая пластик. Для окраски не нужна грунтовка и обработка. Вместо мелового красящего средства можно использовать водно-дисперсное, но перед их использованием обязательно грунтовать поверхность праймером. Это делается для того, чтобы краска лучше цеплялась к дереву. Красить нужно малярным роликом. Во избежание трудно выводимых пятен полы покройте полиэтиленовой пленкой.
Виды искусственного состаривания древесины
Винтажный самобытный вид дверей получают несколькими способами. Ниже, они перечислены в порядке увеличения затратности усилий и средств. Также описывается алгоритм работы. Итак:
Термический способ или обжиг. Для процесса потребуется паяльная лампа и грубая щетка для старения древесины. Интенсивность воздействия определяется самим мастером – в результате можно получить ярко выраженные природные узоры древесины или еле видимые. После обжига поверхность полотна шкурится крупной наждачной шкуркой в разных местах, чтобы создать видимость неоднородности. Дверь для такого способа старения должна быть массивной, дощатой. Фурнитура соответствующая – массивные стальные ручки и .
Как сделать правильно:
Очищают от . Пользуются феном или растворителем. Полотно тщательно отшлифовывают, доски сбивают, чтобы не было зазоров. Недурно перед тем как состарить всевозможными защитами – антипиреном, влагозадерживающим составом. Имеющиеся трещины оставляют – они придадут еще больший колорит. Петли и ручки снимают. Способ занимает немного времени, безопасен при навыках работы с инструментом.
Чернение. Эффект достигается втиранием в очищенное полотно гуталина, морилки или крепкого марганцового раствора. Пигментация задерживается на годовых кольцах, срезах, сучках и таким образом, получаются , достигается эффект потемневшего от старости проема. Кроме того, последний состав помогает обеззаразить полотно, если при очистке выявлены следы плесени или грибка.
Как сделать правильно:
Все гениальное – просто! Чтобы получить старинные двери, предварительно очищенную поверхность с помощью растворителя и шпателя, покрывают черной тушью, а затем щеткой растирают расплавленный до жидкого состояния гуталин. Втирать нужно сильно
Способ имеет недостаток – снятое дверное полотно важно проветривать в течение недели – запах неприятный
Следы короеда. Они представляют собой дорожки от движения личинки. Создать их на двери под старину своими руками можно при помощи гнутых гвоздей. Разложив их на поверхности, вбивают молотком, оставляя вмятины по всей площади
Важно освободить стержни от шляпок, чтобы создать полную имитацию. После работы, полотно ошкуривают мелкой шкуркой, следя за тем, чтобы стружечная пыль немного попала в бороздки
Далее, покрывают лаком.
Виды патины для дерева
Изначально под патиной подразумевали слой оксида или солей, образующихся на поверхности металла со временем. Позднее в эту же категорию попал и тот естественный налет на старом дереве – дубе, буке, который образуется благодаря постепенному выкрашиванию мягких древесных волокон и заполнению пор воском или маслом – в зависимости от того, какие средство использовали при уходе.
Такой эффект получают как раз в домашних условиях, поскольку он создается своими руками, но очень долго. И понятно, что получить природный налет старины можно только на массиве дерева, но не на МДФ или ДСП. Однако если прибегнуть к домашнему мастер-классу, можно сделать это искусственным путем, причем гораздо быстрее. Используются для этого специальные составы и специальные техники.
Заключение
Аналогичным образом происходит покраска под все остальные виды металлов. Современные металлизированные краски позволяют создать эффект латуни, меди, серебра, золота и прочих металлов.
Не стоит опасаться, что у вас не получится, Практика показывает, что подобные способы обработки металла осуществимы без каких-либо серьезных познаний. Приведенный ниже видеоурок даст вам исчерпывающую информацию по этому поводу.
Случается, что салон автомобиля, входная дверь или другой предмет интерьера потеряли свой первоначальный вид, но еще выглядят крепкими. В этом случае не стоит выбрасывать хорошие вещи на свалку – можно подарить им вторую жизнь. Для этого существует множество вариантов декорирования, но самым простым способом придать вещи дорогой и стильный вид будет проведение покраски под дерево.