Как снять кондиционер со стены

Что нужно знать до начала работ?

Людям, поставившим перед собой задачу демонтировать сплит-систему своими руками, как минимум, необходимо знать устройство (схему) такой системы. Подробнее об устройстве внутреннего блока мы говорили здесь.

Кроме того, следует учитывать такой момент: рабочие узлы техники находятся под высоким давлением хладона – газа, представляющего опасность для здоровья.

Такую схему необходимо внимательно изучить каждому потенциальному владельцу кондиционера из тех, кто своими руками планирует монтировать или демонтировать систему

Также предметом изучения должны стать электрические цепи устройства кондиционирования воздуха, тем более, если предполагается после завершения демонтажа вновь монтировать аппарат в другом месте.

Наконец, необходимы соответствующие технические навыки и умение владеть слесарным, электрическим и специальным инструментом холодильщика.

Производство работ, направленных на съем внутреннего и внешнего модулей, не завершается только лишь отключением этих модулей и удалением.

Основной инструмент холодильщика, необходимый как при выполнении обслуживания бытовой холодильной техники, так и в случае монтажа-демонтажа модулей сплит систем

После отключения и демонтажа каждый из модулей необходимо надёжно герметизировать по линиям контура фреона. Делается это с целью исключения попадания внутрь контура частиц грязи и пыли.

Облегчению демонтажных работ способствуют знания классики монтажа сплит-систем. Традиционно рабочие модули – внутренний и внешний – располагают как можно ближе один к другому, несмотря на тот факт, что два компонента разделяются стеной (несколькими стенами).

Длина контурной магистрали при классическом монтаже, как правило, не превышает двух метров. Это характерный показатель для бытовых систем.

Трубопроводы контура помещаются в изоляцию (каждый отдельно), группируются вместе с электрическим кабелем и через канал выстраивают рабочую линию, соединяющую два модуля.

Вентильный узел классической сплит-системы. На картинке вентили показаны в условиях снятых (скрученных) латунных колпачков. Внутри хорошо заметны внутренние штоки под шестигранный ключ

Трубка контура, имеющая меньший диаметр, – это линия нагнетания хладагента компрессором. Соответственно, трубка большего диаметра является линией всасывания хладагента.

Каждая из трубок подключается к внешнему блоку через системные вентили. Причём один из вентилей, как правило, всасывающей линии, обязательно оснащается сервисным портом.

Так называемый сервисный порт представляет собой обычный трубный отвод с резьбой, на которую накручивается штуцер заправочного шланга или штуцер шланга манометрической станции. Этот отвод (сервисный порт) пригодится в процессе демонтажа системы.

Как производится спуск фреона

Снять рабочий кондиционер можно несколькими способами.

  1. Используется обыкновенная манометрическая станция. С ее помощью откачивается весь фреон.
  2. Использование специальной станции, подключенной к баллону с двумя вентилями. Такое устройство выкачивает жидкий и газообразный фреон.

Первый вариант считается более простым. Однако для этого необходимо запускать кондиционер. А делать это можно, только если на улице не слишком холодно.

Второй вариант сложнее, но использовать его практически в любых ситуациях, даже когда холодно, и включать кондиционер запрещается. Кроме того, данный способ обладает ещё одним преимуществом: из конденсатора будет полностью откачан фреон. Благодаря этому допускается транспортировать кондиционер с места на место.

Использование такой станции позволяет провести демонтаж зимой

Порядок демонтажа сплит-системы

Вакуумирование фреонового контура

  1. На внешнем блоке кондиционера открутить все заглушки на двухходовом и трехходовом клапанах.
  2. Подключить манометрический коллектор к заправочному штуцеру трехходового клапана (он обычно больше по размеру двухходового, а трубопровод толще). Необходимо помнить, в штуцере имеется ниппель, через который при подключении шланга может выходить газ и компрессорное масло.
  3. Включить кондиционер в режим охлаждения.
  4. Задать на пульте управления кондиционером минимальную температуру.
  5. Перекрыть шестигранным ключом подходящего размера двухходовой клапан (меньший по размеру).
  6. Контролировать по манометру уменьшение давления во фреоновом контуре.
  7. При падении давления в газовом контуре ниже нуля (фреон полностью перекачен во внешний блок и в трубопроводах вакуум) перекрыть шестигранным ключом трехходовой клапан.
  8. Как только трехходовой клапан будет полностью закрыт, необходимо сразу выключить кондиционер.
  9. Закрутить на свои места все заглушки.

Демонтаж внешнего блока

После того, как в трубопроводах не осталось фреона можно приступать к демонтажу сплит-системы.

  1. Открутить (если не предусматривается демонтаж трубопроводов) или перекусить бокорезами трубопроводы, отсоединив их таким образом от клапанов внешнего блока. При повторном монтаже сплит-системы, для качественной герметизации соединения трубопроводов с клапанами, потребуется заново вальцевать медные трубки. Поэтому для защиты медных трубопроводов и клапанов внешнего блока от попадания грязи и влаги целесообразней их перекусить и зачеканить.
  2. Если гайки с трубопроводов просто откручивались, то на их место необходимо установить заглушки или защитить от попадания мусора и влаги в полости клапанов другим способом (изолентой).
  3. Отсоединить провода от внешнего блока и при необходимости промаркировать.
  4. Отсоединить наружный блок от кронштейна.
  5. Снять наружный блок соблюдая правила техники безопасности (можно использовать веревку или фал).
  6. Снять со стены кронштейны (при необходимости).
  7. Упаковать наружный блок.

Демонтаж внутреннего блока

Демонтаж внутреннего блока необходимо выполнять аккуратно, чтобы не повредить корпус блока, и не деформировать трубки испарителя припаянные к теплообменнику в самом блоке.

Изучить по инструкции порядок расположения и конструкцию креплений и защелок внутреннего блока.
Отщелкнуть нижние защелки корпуса блока от монтажной пластины.
Если в конструкции корпуса внешнего блока не предусмотрена фиксация его в открытом положении, то зафиксировать его подручными средствами или обратиться к помощи товарища.
Вскрыть термоизолятор трубопроводов внутреннего блока.
Открутить или перекусить (отступив расстояние 5-7 см от гайки со стороны внешнего блока) бокорезами медные трубки фреонопровода

При откручивании гаек необходимо использовать два ключа и действовать осторожно, чтобы не деформировать трубки.
Зачеканить обрезанные концы трубок или закрыть полости защитными заглушками.
Отсоединить (или обрезать строительным ножом) дренажный патрубок. Необходимо иметь ввиду, что в трубке может находиться оставшаяся вода.
Открыть крышку электрической магистрали внутреннего блока и отсоединить электрические провода (при необходимости подписать или пометить их).
Снять внутренний блок с монтажной пластины

Обычно верхняя часть корпуса внутреннего блока висит на креплениях, расположенных в верхней части монтажной пластины и снять его просто.
Снять монтажную пластину.
Упаковать внутренний блок.

Демонтаж трубопроводов, дренажа и электрических коммуникаций

Если трубопроводы, дренажный шланг и электрическая магистраль наглухо замурованы в стену, то не остается ничего другого, как просто обрезать все коммуникации в местах их входа в помещение и выхода из него.

Если существует возможность их удаления не нарушая целостности, то необходимо вытянуть сначала наиболее поддающуюся часть трассы, а затем остальную. Перед извлечением трубопроводов необходимо снять гайки, обрезав трубку с использованием трубореза или бокорезов. Концы всех коммуникаций выпрямить и надежно замотать изолентой, чтобы ничего не мешало извлечению и не попала грязь и влага в полости.

После извлечения трассы необходимо аккуратно, чтобы не переломить и не деформировать медные трубки, смотать трубопровод, кабели, дренажный шланг и упаковать.

Теперь демонтаж сплит-системы можно считать выполненным полностью.

Стоит ли демонтировать кондиционер своими силами?

Прежде чем самостоятельно приступать к снятию кондиционера, следует тщательно взвесить все за и против. Прежде всего, стоит выяснить, в какую сумму обойдутся услуги профессионалов по демонтажу сплит-системы. В среднем расценки можно рассчитать по простой формуле: каждый ватт мощности кондиционера обойдется в один рубль. Таким образом, за демонтаж сплит-системы в квартире специалистам придется отдать от 2500 до 4000 рублей.

У профессионалов, кроме всего прочего, есть весь необходимый инструмент. Его придется приобрести или взять в аренду, если демонтировать кондиционер самому. Манометрический коллектор, необходимый для операции демонтажа, обойдется не дешевле 1500 рублей, возможно, и в два–три раза дороже. Плюс набор шестигранников и труборез. Нельзя не учесть и возможные неисправности, которые может получить кондиционер при демонтаже. Стоимость ремонта сплит-системы тоже обойдется недешево.

Подготовка кондиционера

Прежде чем начать демонтаж, требуется провести подготовительный этап. Предварительно стоит оценить, можно ли провести работу из окна или балкона. Если нет – стоит обзавестись оборудованием для промышленного альпинизма.

К другим факторам подготовки причисляют:

  1. Присутствие помощника. Самому с такой проблемой не справиться.
  2. Наличие манометра.
  3. Подготовка необходимых инструментов: набор гаечных и шестигранных ключей, крестообразная отвертка, торцевой и газовый ключ, заглушки и труборез.
  1. Знакомство с инструкцией производителя кондиционера.
  2. Перекрытие каналов, подающих фреон.
  3. Оценка состояния уровня хладагента при включенном аппарате.
  4. Отсоединение электропитания.

После проведенных шагов можно начинать поэтапный демонтаж сплит-системы.

Причины демонтажа бытовой сплит-системы

Казалось бы, очевидной и главной причиной вывода модулей кондиционера из эксплуатации является полное истечение заявленного срока работы этой техники.

Действительно, отработавший свой срок климатический прибор лучше всего заменить новым. И такая практика встречается среди владельцев отработавших кондиционеров довольно часто.

Не самый лучший пример демонтажа внешнего модуля бытовой сплит системы. Такой способ съема – прямое нарушение техники безопасности. Следует использовать иные способы съема

Между тем демонтировать сплит-систему приходится также, если выходит из строя основное технологическое оборудование, к примеру, холодильный компрессор. Рекомендуем детальнее ознакомится с методами диагностики компрессора и советами по ремонту.

Такое может случиться в любое время, независимо от установленных сроков эксплуатации. Во всяком случае, появляется необходимость демонтажа внешнего блока техники.

Не исключается съём блоков кондиционера и с целью переноса системы на другое место установки. К примеру, при смене владельцем прибора одного места жительства на другое.

Подобный вариант демонтажа пусть нечасто, но отмечается в быту. В любом случае, чтобы самостоятельно демонтировать кондиционер без порчи техники, нужно владеть определёнными знаниями.

Как самостоятельно демонтировать внутренний блок кондиционера

Чтобы снять со стены внутренний модуль, необходимо отсоединить от него все коммуникации — кабель, трубки для фреона и конденсата. Место скрутки трубопроводов находится, как правило, в нише корпуса, устроенной в нижней части. В зависимости от модели сплит-системы, применяется 2 способа добраться до этой ниши:

  1. Разблокировать 3—4 пластмассовых защёлки, фиксирующих нижнюю часть блока к монтажной пластине. Отклонить низ корпуса от стены и вставить между ними любой стержень, извлечь из ниши жгут коммуникаций.
  2. Если на вашей модели «сплита» защёлок нет, то нужно снять лицевую пластиковую панель, предварительно демонтировав жалюзи и дополнительные крышки (когда они есть).

Состав внутреннего блока сплит-системы

Когда вы добрались до жгута, сделайте на нём продольный разрез канцелярским ножом, что позволит отодвинуть утеплитель и ухватиться ключами за гайки. Не делайте слишком длинный разрез, иначе потом придётся менять теплоизоляционный материал. Дальнейшие операции выполняйте в таком порядке:

  1. Двумя рожковыми ключами раскрутите стыки магистралей. Важный момент: сгон, припаянный к короткой трубке самого блока, нельзя вращать, его нужно удерживать ключом на месте, откручивая накидную гайку.
  2. Концы трубопроводов замотайте изолентой или скотчем, дабы защитить от попадания грязи.
  3. Найдите стык дренажного патрубка с выводящим трубопроводом и разъедините его. Не стоит резать гофру где попало, чтобы потом было удобнее её стыковать обратно.
  4. Снимите крышку электрического отсека (находится справа на торце корпуса либо под лицевой панелью), сделайте с помощью маркера и скотча пометки, после чего открутите винты и отключите жилы кабеля. Винты затяните обратно и прикрутите крышку.
  5. Когда все коммуникации отключены, возьмитесь за корпус с двух сторон и снимите с монтажной пластины, приподняв немного вверх. Передайте блок помощнику.
  6. Демонтируйте монтажную пластину, открутив все дюбели.

Перед снятием блока крышку электрического отсека надо прикрутить на место

После снятия внутренней секции со стены поставьте на неё все открученные детали, затяните винты и наденьте монтажную пластину. Торчащие патрубки уложите в нишу, зафиксировав малярным скотчем. Этим же материалом закрепите открывающуюся переднюю панель, чтобы она не болталась при перевозке.

Если жгут коммуникаций короткий, то его можно снять вместе с блоком

Последний шаг — демонтаж коммуникаций, проложенных по стене либо внутри её. Здесь нет никаких сложностей, главное, — не перегнуть медные трубки под малым радиусом. От подобного обращения в месте изгиба уменьшается проходное сечение, а выровнять трубку с овальным профилем достаточно сложно. Из наружной стены жгут вытаскивайте аккуратно, чтобы не повредить утеплитель. Если отверстие было заделано монтажной пеной, то её необходимо вырезать по частям. По окончании жгут сверните в кольцо и скрепите скотчем.

Как работать манометрической станцией

Корпус станции представляет собой блок. На боковой его поверхности расположено два патрубка. От них идут две разных трубки.

  1. Та, которая тонкая, обеспечивает передачу жидкого хладагента от конденсатора к испарителю.
  2. Благодаря толстой трубке в блок конденсатора поступает газ-фреон.

На каждом штуцере имеется специальный клапан. Он нужен для того, чтобы перекрывать подачу фреона.

Заполнение конденсатора фреоном производится по стандартной системе.

  1. Защитные крышки патрубков и ниппелей демонтируются.
  2. Ниппель соединяется с коллектором.
  3. Кондиционер включается и настраивается режим максимального охлаждения.
  4. После этого следует выждать 4-5 минут и перекрывать клапан патрубка, который отвечает за подачу жидкого фреона. Данным действие прерывается подача хладагента в испаритель.
  5. Контроль давления выполняется с помощью манометра.

Для последнего этапа работы с манометрической станцией обязательно нужен помощник. Дело в том, что как только на индикаторе будет показатель -1 Мпа, необходимо сразу же перекрыть газовый штуцер. Если промедлить, то насос компрессора начнет работать на холостых оборотах, а это негативно скажется на работоспособности всего кондиционера в целом.

Как отключить электрические цепи

Последним этапом перед демонтажем необходимо произвести отключение электрических цепей. Делать это можно только после удаления остатков хладагента. Найти место отключения очень просто – чаще всего оно находится на задней стороне наружного блока кондиционера.

Если найти схему не получается, или она кажется слишком сложной, то стоит перед отключением зарисовать всю схему. Отсоединять следует только те проводники, которые идут от внутреннего модуля к внешнему блоку. Кроме того, может возникнуть необходимость демонтировать сетевую подводку. Сделать это довольно сложно, так как она находится внутри здания.

После того, как все отсоединено, можно приступить к демонтажу внешнего блока с кронштейнов. Если все делать согласно инструкции, то никаких проблем с последующей установкой на место и включением не возникнет.

Демонтаж кондиционера своими руками

Давайте разберем некоторые особенности этого процесса, а затем узнаем последовательность действий. Что надо учитывать для кондиционеров без зимних опций:

  • При положительной температуре на улице необходимо будет включать кондиционер на охлаждение и дожидаться, когда включится компрессор, и пойдет холод из внутреннего блока. Нужно чтобы температура в комнате была достаточной для включения кондиционера. Подробнее читайте здесь ;
  • Если требуется демонтировать кондиционер при отрицательной температуре, то можем обойтись без его включения (использовать кондиционер при низких температурах не допускается). В этом случае просто перекрываем сервисные краны, затем стравливаем остаток фреона из «трассы». При отрицательных температурах основная часть фреона конденсируется во внешнем блоке, и его потеря будет не столь значительна.

Для демонтажа кондиционера своими руками потребуется: манометрический коллектор, набор шестигранников, отвертка крестовая, разводной ключ, нож.

1. Подключаем манометры к сервисному разъему внешнего блока (толстая трубка). Откручиваем крышку (если она установлена) и заглушки кранов (но не гайки трубок).

Внимание! Прикручивать манометры нужно быстро и до конца. т.к. при этом будет выходить фреон под давлением! Обязательно учитывайте это и пользуйтесь перчатками

Фреоном можно получить ожог!

при этом будет выходить фреон под давлением! Обязательно учитывайте это и пользуйтесь перчатками. Фреоном можно получить ожог!

2. Затем включаем кондиционер на охлаждение. Ждем, когда включится компрессор и давление в контуре поднимется.

3. Если температура на улице отрицательная — просто закрываем краны. При положительной температуре следуем данной инструкции. Действия необходимо осуществить при работающем компрессоре быстро и правильно (сначала подробно изучить).

шестигранником начинаем закрывать кран жидкостной трубки (тонкой) до конца. После чего давление начинает опускаться до 0 bar (на это уходит примерно 5-15 секунд) (смотрим на манометр).

как только давление пересекло отметку 0 bar на манометре – быстро (но аккуратно) закрываем кран газовой трубки (толстой) до конца. И сразу (в течение 5 секунд) выключаем кондиционер с пульта (может потребоваться помощь напарника). Всё – теперь фреон во внешнем блоке.

При закручивании кранов их не надо сильно затягивать .

4. Отключаем «питание» кондиционера.

5. Снимаем манометры. Откручиваем гайки трубок у внешнего блока. При этом будет стравливаться остаток фреона из внутреннего блока.

Важно! сразу заклеиваем штуцеры и концы трубок, во избежание попадание малейшей пыли

6. Откручиваем верхнюю крышку наружного блока. Записываем, как подключены межблочные провода к внешнему блоку. Отсоединяем их. А также отключаем кабель «питания» и другие дополнительные провода (если таковые имеются).

7. Далее можем откручивать внешний блок от кронштейнов и снимать его. Если требуется – снимаем кронштейны.

8. Аккуратно выпрямляем трассу и освобождаем отверстие. Здесь, вероятно, придется обрезать концы трубок, чтобы снять гайки (сразу не забываем заклеить). Термофлекс и дренаж также можно срезать. Скотчем стягиваем «трассу». На фото ниже идет провод «питания» к внутреннему блоку. Снаружи всё готово.

9. Далее отщелкиваем внутренний блок от нижних клипс. Конструкции бывают различные. Как это делать читайте в следующей статье.

10. Снимаем (вверх) с пластины внутренний блок. И вытаскиваем блок вместе с трассой. Здесь потребуется помощь напарника.

11. Откручиваем пластину. Отверстие можем запенить.

12. Пульт и пластину прикрепляем к внутреннему блоку, чтобы впоследствии не потерять.

Разборка потолочного кондиционера

Потолочный кондиционер устанавливают, когда подвесной полоток типа «армстронг» ещё не до конца смонтирован. Так, в месте установки кондиционерного модуля отсутствуют плиточные сегменты. Для каркаса в бетонное перекрытие вмурованы лишь подвесы. При этом удерживающие алюминиевую или волокнистую плитку рамки намечены, но не собраны или же установлены частично.

Часто кондиционер ставят вместе с новым потолком – при капремонте здания или постройки. Для снятия потолочного внутреннего блока снимите соседние с ним плиточные секции подвесного потолка. Затем демонтируйте сам блок. Требуется предельная аккуратность – стены, на которую он опирается, может не быть рядом. Когда кондиционер установлен в середине потолка, рядом со светильником. Не забудьте установить потолочные секции на их прежние места.

Предосторожности

Если кондиционер вышел из строя и не подлежит ремонту, то его снять просто — нет нужды сохранять фреон, не важна герметичность компрессора, конденсатора и испарителя.

С рабочим кондиционером так поступать нельзя. И в этом случае главное, чтобы внутрь системы не попали пыль и даже воздух. Иначе можно говорить о гарантированном выходе компрессора после монтажа и пуска кондиционера на новом месте. Причина — особенность устройства вакуумного насоса.

Фреон чрезвычайно текуч, а разница температур на входе и выходе достигает нескольких десятков градусов. Никакие уплотнители и кольца, используемые в обычных насосах и компрессорах, не выдержат таких условий эксплуатации. Необходимая герметичность достигается за счет исключительно точной подгонки поверхности движущихся элементов насоса к внутренней геометрии камер. Малейшая царапина твердой частицей приводит к выходу из строя компрессора. А такой частицей может быть и крупинка льда, образовавшаяся при замерзании влаги в попавшем внутрь воздухе.

Именно поэтому новые кондиционеры продают заполненными инертным газом, который перед закачкой фреона откачивают вакуумным насосом.

Когда снимают кондиционер самостоятельно фреон надо откачать, а блоки разъединить. Сделать это надо так, чтобы внутрь системы не попала пыль вместе с воздухом. То есть создать там вакуум. И желательно фреон сохранить полностью (или его большую часть), чтобы на новом месте было проще привести систему в рабочее состояние.

Подготовка

Чтобы правильно снять кондиционер, из профессионального оборудования нужна только манометрическая станция, которую можно взять в аренду.

Остальные инструменты есть у каждого домашнего мастера:

  • набор гаечных и шестигранных ключей;
  • отвертки;
  • труборез или бокорезы;
  • ручные слесарные тиски;
  • плоскогубцы.

Спуск фреона

Есть два способа демонтажа рабочего кондиционера:

  1. Применение манометрической станции для сбора фреона во внешнем блоке.
  2. Использование станции откачки и сбора фреона, подключаемой к специальному двухвентильному баллону. У станции есть собственный манометрический коллектор и компрессор для откачки хладагента в жидком или газообразном состоянии.

Первый способ более «доступный», но его можно использовать только при запуске кондиционера — транспортировка фреона происходит за счет штатного компрессора.

Второй способ универсальный. Его можно использовать даже зимой, когда кондиционер нельзя включать из-за низкой температуры на улице. Достоинство такого способа еще и в том, что внешний блок будет вакуумирован — без фреона в конденсаторе. Что гораздо безопаснее при перевозке на новое место. Но аренда такой станции и баллона будет стоить дороже, чем обычного манометрического коллектора.

Сбор фреона во внешнем блоке

Сбоку на корпусе наружного блока есть два штуцера, от которых отходят трубки:

  • тонкая — для транспортировки жидкого фреона из конденсатора в испаритель;
  • толстая — для закачки газообразного фреона в конденсатор.

У обоих штуцеров под крышками есть головки перекрывающего клапана. От головки газового отходит отвод с ниппелем.

Сбор фреона в конденсаторе проходит в следующем порядке:

  1. Со штуцеров и ниппеля снимают защитные крышки.
  2. К ниппелю подсоединяют коллектор.
  3. Включают кондиционер на максимальный «холод».
  4. Спустя несколько минут перекрывают клапан жидкостного штуцера, прекращая подачу фреона в испаритель.
  5. По манометру контролируют давление.
  6. Когда стрелка покажет «-1 МПа», закручивают шестигранником клапан газового штуцера и сразу отключают кондиционер (для чего и нужен помощник) — при длительном холостом режиме насос компрессора может выйти из строя.

Показание манометра «-1 МПа» означает, что весь фреон в конденсаторе, а внутри испарителя, в трубках и в компрессоре — технический вакуум.

После этого можно разъединять блоки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector